Лифты как вертикаль комфорта
Если обратиться к истории, то упоминание о предшественнике современного лифта можно встретить уже в сочинениях Витрувия, поведавшего о подъемном механизме, изобретенном Архимедом в 236 году до н.э. Литературные источники более позднего времени описывают подъемные устройства с кабиной, подвешенной на пеньковом канате и приводимой в движение вручную или с использованием силы животных. Например, в середине VI века такого рода устройства применялись в Синайском монастыре Египта, а в XIII веке - в дворцовых постройках Франции. В 1795 году И.Кулибин разработал винтовые "подъемные и спускные кресла" для Зимнего дворца в Петербурге. Но лифт в современном понимании появился гораздо позднее - около 150 лет назад, когда обрел настоящий (тогда это был паровой) двигатель.
Несколько лет спустя инженеры уже решали проблемы, связанные с безопасностью работы машины. Появился автоматический ловитель - устройство, останавливающее лифт в случае обрыва троса. Изобрел его американец Элайша Грейвс Отис. Он прикрепил трос к платформе подъемника через плоскую пружину вроде рессоры, а по бокам подъемника установил зубчатые рельсы. Под весом даже пустой платформы пружина выгибалась и спокойно проходила между рельсами. В случае же обрыва каната пружина, распрямившись, своими концами застревала в зубцах рельсов, предотвращая падение.Отис назвал свой подъемник "безопасным лифтом" и начал его серийное производство. Через три года "Компания паровых подъемников Отиса" установила первый пассажирский лифт в Нью-Йорке, в пятиэтажном магазине на Бродвее. Лифт брал до пяти человек и вез их со скоростью 20 см/с. В 1859 году фирма Otis поставила в отеле "Пятая авеню" винтовой лифт. От фундамента до крыши здание пронизывал огромный металлический винт. Кабина ходила по нему, наворачиваясь как гайка. Вращение передавалось через шкив ремнем от парового двигателя, установленного в подвале. Чтобы кабина не вращалась вместе с винтом, вдоль одного ее угла в шахте лифта проходил рельс-ограничитель.Чуть позже стали применять паровые лифты с гидравлическим приводом. Они двигались значительно быстрее, но в силу конструктивных особенностей не могли подниматься на большую высоту. С этой проблемой смог справиться электрический лифт, появившийся в 1880 году.
Все разнообразие лифтов сводится к двум основным типам, различающимся принципом устройства приводной системы: электрическим и гидравлическим. Электрический лифт - классический вариант конструкции подъемника с тяговыми канатами и двигателем. Гидравлический лифт "выталкивается" выжимным штоком за счет давления масла (двигатель, приводящий в движение гидравлику, тоже электрический).
Нужно сразу заметить, что и электрические, и гидравлические лифты одного класса весьма близки по своим основным характеристикам: грузоподъемности, скорости передвижения, уровню шума, оснащенности и т. д. При этом заметных внешних различий (особенно если речь идет о лифтах не только одного класса, но и одной фирмы-изготовителя) может и не быть. Но имеются различия эксплуатационные. Так, скорость электрических лифтов выше, нет ограничений по высоте подъема. Гидравлические, при прочих равных условиях, обладают большей грузоподъемностью, при отключении плавно опускаются до 1-го этажа за счет автономного аварийного питания, а машинное отделение может быть удалено от шахты на сколь угодно большое расстояние. Впрочем, у современных электрических лифтов машинное отделение, в котором находится главный силовой механизм - лебедка, может размещаться над, под, сбоку или сзади шахты на любой остановке. И тот, и другой вид лифтов предполагает несколько вариантов размещения и исполнения дверей. Они бывают автоматическими, раздвижными и телескопическими, ручными - распашными.
Специалисты на этот счет дают следующие рекомендации. Если шахта широкая, то двери можно сделать раздвижными, если более узкая - предпочтительнее двери, открывающиеся ручным способом. Плюс таких дверей в том, что выглядят они как обычные межкомнатные и не контрастируют с другими дверями здания. Наиболее компактны телескопические двери. Устроенные по принципу подзорной трубы, они складываются и не требуют дополнительного места по бокам шахты. Возможен вариант и с несколькими дверями (спереди, сзади, по бокам), что дает возможность оказываться в нужный момент в нужном месте. В отделке лифтов класса "люкс", предназначенных для жилых домов особой комфортности, и банков, офисов, отелей (малоэтажных зданий), могут быть использованы рельефная, полированная нержавеющая сталь с покрытием под золото/серебро, зеркальные поверхности, стеклянные панели, потолок из полированной нержавеющей стали "звездное небо", позволяющий снижать эффект замкнутого пространства, напольные покрытия - от линолеума, резины, искусственного камня до велюрового ковра и т. д.Мощность лифта, двигающегося со скоростью от 0,3 до 0,6 м/с, - 2 кВт. Учитывая, что им не будут пользоваться ежеминутно, такое энергопотребление можно назвать более чем экономным.
Электронный мозг лифта - станция управления с микроциклорами, по размеру сравнимая с обычным ноутбуком. Наверное, каждый человек хотя бы раз застревал в лифте. В России самая распространенная причина неожиданной остановки - внезапное отключение электроэнергии. Конечно, в лифтовую систему можно вмонтировать встроенные аккумуляторы (только в лифтах с электроприводом), но это значительно повысит их стоимость. Поэтому разработчики с особым вниманием продумывают надежность и безопасность конструкций. В кабине, например, устанавливается телефон, чтобы в случае необходимости можно было обратиться за помощью.
На мировом рынке основными производителями лифтов являются компании Otis, Schindler, Kone, Thyssen, BKG, концерн Mitsubishi. Эти фирмы достаточно успешно продвигают свою продукцию на российском рынке. Расширяют позиции и другие фирмы, такие как Sodimas, Lodige и др. Среди отечественных производителей можно назвать Карачаровский механический завод (КМЗ), Щербинский лифтостроительный завод (ЩЛЗ), НПФ "Лифтмонтаж", НПО "Лифтстрой" и др.
Лифтовое оборудование, представленное на отечественном рынке, разделяется на две категории: престижные дорогие лифты и более дешевые. Первая, достаточно узкая категория, в основном представлена техникой зарубежных производителей, вторая, более обширная, - отечественных. Поскольку лифт на на данный моментшний день является одной из важнейших составляющих комфортного пребывания в здании, требования к нему постоянно растут. Уследить за технологическими и конструктивными новинками в современном лифтостроении весьма сложно. Каждая фирма имеет научно-исследовательские и испытательные центры, в которых ежегодно рождаются, а затем и внедряются новые разработки. на данный момент уже трудно кого-либо удивить устройствами, осуществляющими автоматическое компьютерное тестирование работы всех основных устройств лифта, или, скажем, электронным синтезатором речи.
Благодаря использованию возможностей информационных технологий и современной электроники постоянно растут надежность, уровень комфорта, скорость движения лифтов.
на данный момент треть существующих в мире лифтов имеет возраст 20 лет и более. но не всегда лифты, назначенный срок службы которых истек, нужно заменять новыми. Лифт можно модернизировать, сохранив его основные технические параметры. Иногда достаточно обновить некоторые элементы оборудования, изменить интерьер кабины и дверей шахты. Лифтовой "тюнинг" подразумевает не только эстетическое улучшение дизайна, но и модернизацию управления. Фирмы-производители предлагают большой выбор специальных режимов работы и дополнительных опций. Система управления лифтом, обеспечивающая алгоритм его работы, может быть выполнена на различной элементной базе: релейной, электронной или микроциклорной. Благодаря этим системам в современных кабинах можно, например, установить кнопку открывания дверей, позволяющую удерживать двери открытыми при входе с детской коляской или при погрузке-выгрузке багажа. В медицинском учреждении можно предусмотреть режим приоритетного вызова кабины на любой этаж без выполнения попутных вызовов с площадок, мимо которых проходит лифт. В случае группового управления кабин со специального диспетчера контроллер выбирает для ответа на вызов ту кабину, которая свободна и находится ближе. А если в кабину войдет слишком много пассажиров, лифт благодаря встроенному контроллеру перегрузки не тронется с места.
Все лифты (и отечественные, и импортные) в среднем рассчитаны на 25 лет службы. Если лифтом пользуются не каждый день, он прослужит дольше, особенно если регулярно проводить профилактические работы - смазку трущихся поверхностей валов лебедки, рельсы и чистку механизма от пыли и грязи. Эти работы обязательно должен выполнять квалифицированный сотрудник лифтовой службы.Важно, чтобы фирма, у которой вы приобрели лифт, имела лицензию не только на продажу, но и на установку и ремонт лифта. Иначе есть опасность остаться один на один со своими проблемами в случае поломки лифта.
(Продолжение в следующем номере, в котором будет рассказано о лифтах в загородном доме).
По материалам www.elitdom.com
По материалам справочника
"Строительные материалы. Где их можно приобрести" N 38 за 2007 г.
Читайте далее: Экструдированный пенополистирол для утепления строительных конструкций, Модульные перегородки - основа пространственного зонирования помещений, Строим дом. Устройство фундаментов, Строительные леса, Гидроизоляционные материалы на основе жидкой резины, Межкомнатные двери (2), Строим дом. Рубленые бревенчатые дома, Подоконники из ПВХ FINEDEKT(R), Строим дом. Деревянные дома из бруса, Декоративный камень на основе бетона, Праймеры ПЛИТОНИТ® забота о крепкой основе, Строим дом. Каркасный дом, Красота и долговечность медной кровли, Инструмент для сверления керамического гранита, Весна начнется в феврале, Защитно-декоративные полимерные покрытия оцинкованной стали, Автономное водоснабжение загородного дома. Скважинные насосы и фильтры, Современные лазерные приборы для строительства, Легкие стальные профили для каркасов перегородок и потолков из гипсокартона,
|